Челябинская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»
17 июля 2014
Исследование среди молодёжи промышленных предприятий
Исследование среди молодёжи промышленных предприятий

В мае-июне 2014 г. по инициативе Российского Союза Молодежи, при поддержке Главного управления молодёжной политики региона специалисты ЧГПУ провели социологический опрос «Социально-экономическое положение и жизненные приоритеты работающей молодежи промышленных предприятий Челябинской области». 

В исследовании приняли участие 400 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, работающие на таких промышленных предприятиях, как ОАО «Копейский машиностроительный завод» (г.Копейск), ОАО «Комбинат «Магнезит» (г.Сатка), ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (г.Магнитогорск), ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» (г.Челябинск), ОАО "НПО"Электромашина" (г.Челябинск), ОАО «Трубодеталь» (г. Челябинск).

Задачами исследования было изучить социально-экономическое положение работающей молодёжи, выявить ценностные ориентации и жизненные установки молодежи; определить уровень и направленность её социальной активности.

Важными показателями авторы исследования считают наличие 50% молодых людей считающих работу на предприятии престижной, 31% затрудняется ответить и лишь 19% не считают.

Изучение жизненных ценностей молодых работников промышленных предприятий позволило выявить рейтинг приоритетных ценностей молодежи. На первом месте стоит счастливая семья (82,5 %), на втором – интересная работа, дающая возможность для самореализации (55,1 %), на третьем – достижение материального благополучия (48,5 %), на  четвертом – поддержание и сохранение своего здоровья (41,1 %), на пятом – успешная карьера и достижение высокого статуса в обществе (33,8 %). Достижением общественного признания заинтересованы всего лишь 6,3 % респондентов.

Третья часть участников исследования (32,6 %) удовлетворена существующими мерами социальной поддержки молодежи на предприятии (пособия, помощь в приобретении жилья, бесплатное или на льготных условиях санаторно-курортное лечение и т.д.). Остальные не удовлетворены либо затруднились ответить. Причем, последние составляют почти четверть (24 %). Можно сделать вывод о неинформированности этой части работников о существовании подобных мер на предприятии. Только треть (32,3 %) знает что-либо о региональных и федеральных программах поддержки молодежи, остальные либо не знают, либо затруднились ответить.

Из результатов опроса следует, что молодежь обеспокоена, прежде всего, трудностями в приобретении собственного жилья, низким уровнем зарплаты.

По этим вопросам участникам было предложено сформулировать свои предложения. Так, например, для решения вопроса трудовой занятости молодежи и снижения уровня безработицы респонденты считают необходимым увеличить поддержку властями региона крупных работодателей, сохранять рабочие места при уходе в армию, создавать лаборатории для научных исследований молодых специалистов.

Для решения жилищной проблемы участники опроса предлагают на уровне области и города сделать более доступными ипотечные кредиты на приобретение жилья; увеличить объёмы выделения субсидий молодым семьям; развивать строительство малоэтажных экологичных поселений.
На уровне предприятий этот важный для многих вопрос предлагают решить, предоставив возможность приобретения молодыми работниками собственного жилья с 50 %-ой оплатой его стоимости предприятием, с условием пятилетней обязательной отработки на заводе. 

Так же, молодых работников волнуют вопросы здорового образа жизни, спорта, досуга.       Большинство из числа опрошенной работающей молодежи удовлетворено условиями для полноценного досуга (65 %) и возможностями для занятий спортом (76 %) и художественным творчеством (65,7 %).

Для развития данных направлений социальной сферы, респонденты ждут от своих предприятий обустройства спортзала и организации спортивных мероприятий или долгосрочной аренды спортивных сооружений для организации тренировок; поощрения за отказ от курения; оказания психологической помощи молодым людям, решившим бросить курить.

 Результаты ответа на вопрос «Участвуете ли Вы в деятельности молодежных общественных организаций, объединений» подтвердили наличие общественной направленности у третьей части молодежи (36,6 %) и отсутствие таковой у более половины респондентов (56,4 %). 7 % – не знают о существовании молодежных общественных организаций, объединений. Среди причин неучастия в деятельности молодежных общественных организаций, объединений отмечают отсутствие времени (62,0 %), каждый пятый (19,2 %) – отсутствие интереса, небольшая часть респондентов (13,2 %) ответили, что им никто не предлагал.

 Итак, молодые сотрудники предприятий считают важным развивать такие направления, как поддержка молодых семей в вопросах приобретения своего жилья, организация молодежного спорта, поддержка молодежных производственных, научных, творческих инициатив, духовно-нравственное воспитание молодежи, консультирование молодых семей по вопросам супружеских отношений и воспитанию детей.

Вступай в РСМ!